RU CN
Войти

Открытие Авиловой

Среди писателей, связанных с Тульским краем, редко упоминается Лидия Авилова (урожденная Страхова). Хотя ее хорошо знали и высоко ценили такие корифеи литературы как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, М. Горький.

Лидия Алексеевна Авилова (урожденная Страхова) родилась 3(15) июня 1864 года в селе Клекотки Епифанского уезда Тульской губернии в небогатой дворянской семье. С детства писала стихи и рассказы. С 1890 года ее произведения начали выходить в газетах и журналах: «Живописном обозрении», «Севере», «Новом слове», «Русском богатстве», «Вестнике Европы», «Ниве». Рассказ Л. Авиловой «Первое горе» Л.Н. Толстой включил в «Круг чтения».

Последняя и наиболее известная литературная работа Л. Авиловой – воспоминания «А.П. Чехов в моей жизни», где рассказывается о встречах и переписке с писателем. Эта мемуарная повесть была закончена в 1940 году и издана после смерти автора (27. 9. 1943).

Однажды Авилова сказала: «Чтобы жить, нужна или молодость, или дело. Жить бесполезной старухой унизительно и несносно». Как всегда, она была предельно правдива и лаконична.

Обычные мужчины Авилову побаивались, зато Толстой, Чехов, Бунин, Горький отзывались о Лидии Алексеевне необыкновенно тепло, считали ее вполне сложившимся, профессиональным литератором. Красота и женственность непостижимым образом соединялись в ней с мужской прямотой и жесткостью суждений.

В двадцать лет, тогда еще не Авилова, а Лидия Страхова буквально потрясла высшее общество. Нет, пока не своими рассказами и повестями, а отказом от весьма выгодной партии. Ее женихом был красавец-гусар из родовитой и очень богатой семьи Унковских. И вдруг Лидия Алексеевна рассталась с ним или, как потом писала, «сама поставила точку самому светлому периоду своей молодости». Никто тогда так и не понял - почему. Через много-много лет свой поступок она объясняла так:

«Я мечтала поставить его на собственные ноги, независимо от состояния его родителей, и поэтому хотела, чтобы он учился <…> В отставку он вышел, но поступил не в университет, а причислился чиновником особых поручений при генерал-губернаторе. На этом настояла его мать. <…> Был он бесхарактерный, слишком мягкий, какой-то особенно ласковый человек. Были у него серые глаза, и в них столько доброты, или, вернее, добродушия, лени и доверчивости, что как-то трудно было предъявлять ему какие-то требования, ждать от него твердого сурового решения».

В 1887 году Лидия Алексеевна вышла замуж за служащего департамента народного просвещения М.Ф. Авилова, донского казака, друга своего старшего брата Федора.

В своих записках, упоминая «семейную жизнь», она брала это словосочетание в кавычки. Как женщина и мать Авилова любила свою семью. Но как писателя семейные будни ее тяготили и даже раздражали. Между двумя разными полюсами и Авиловой было трудно, и родным с ней было не легко.

У Лидии Алексеевны был прирожденный талант, и если, по словам Бунина, она «не сумела завязать тот крепкий узел, какой необходим писателю», то объясняется это приверженностью семье, детям, которых она страстно любила.

Лев Николаевич Толстой следил за творчеством писательницы, читал ее рассказы вслух в кругу семьи, а по поводу одного из них – «Первого горя» писал Авиловой: «Я перечел этот рассказ, и он мне понравился еще больше, чем прежде, то есть очень…»

Толстой сразу отметил главную черту писательской индивидуальности Лидии Алексеевны: «Она выбирает старые нравственные темы и пишет на них». То есть Авилова бралась за темы, которые считались затертыми, исчерпанными, и о том, о чем, казалось бы, все давным-давно было написано, вдруг высказывала свою интересную, порой неожиданную мысль.

Антон Павлович Чехов – обычно легкий и непринужденный в письмах, в общении с Авиловой был всегда непривычно серьезен. Он ценил ее писательское дарование и необыкновенное прямодушие. В переписке с Лидией Алексеевной встречаются такие чеховские просьбы: «… я хотел бы, чтобы Вы прислали мне что-нибудь Ваше – оттиск или просто в рукописи. Ваши рассказы я всегда читаю с большим удовольствием. Буду ждать…»

Лидия Алексеевна признавалась: «Антон Павлович имел на меня громадное влияние, хотя я и не записывала его слов. Я слышала беседы Льва Николаевича Толстого: их действительно можно было записывать. Но он никогда не убеждал меня так, как один взгляд, брошенный Чеховым».

Можно привести много лестных характеристик Лидии Алексеевны, которые давали ей известные писатели. А что думала она о них? Вот сокровенные мысли Авиловой о своих старших товарищах по перу, которые так и не узнали ни Толстой, ни Чехов, ни Горький:

«Про Чехова я не сказала бы, что он великий человек и великий писатель. Конечно, нет! Он большой, симпатичный талант и был умной и интересной личностью.

Горький – яркий талант и оригинальный человек.

Толстой – великий писатель, великий мыслитель, великий человек. Нет величины больше его в литературном свете.

Случается, что талант точно освещает, пронизывает всю личность писателя. Он сильней личности и точно силится поднять ее до себя. Это – Чехов.

Случается, что талант и личность одинаково сильны, ярки, помогают друг другу, выражаются каждый по-своему, сплетаются, сливаются. Это – Горький.

Но когда и талант, и личность не только велики, сильны, могучи, а когда они еще совершенны (подчеркнуто Л. А.), когда дух их поднимается над человечеством и приближается к божескому, - тогда это Толстой».

Какие точные, емкие и исчерпывающие характеристики дала Авилова корифеям отечественной литературы! Так сказать не сумел больше никто.

В 1914 году Л.А. Авилова стала членом Общества любителей российской словесности при Московском университете, в 1929-м – почетным членом «Общества А.П. Чехова и его эпохи». Лидию Алексеевну часто просили рассказать о Чехове и его творчестве. Но ни разу она не обмолвилась о своих записках, ставших впоследствии книгой.

Прочитав мемуары Авиловой «Чехов в моей жизни», Иван Бунин писал:

«Лидия Алексеевна была необыкновенно правдива. Она не скрыла даже тех отрицательных замечаний, которые делал Чехов по поводу ее писаний, как и замечаний о ней самой. Редкая женщина!»

Бунин заключал: «Да, с воспоминаниями Авиловой биографам Чехова придется серьезно считаться…»

Хочется добавить: сегодня Авилова интересна не только исследователям жизни и творчества Чехова. Ее произведения, записки, воспоминания, дневники - праздник для современного любителя русской словесности. Больше скажу: открывая для себя писателя Л.А. Авилову, открываешь что-то и в себе. Лидия Алексеевна не только делится своими сокровенными мыслями, но и побуждает задуматься, сравнить, оценить. Это праздник, который всегда с тобой.

Константин Шестаков.

Что почитать из произведений Л. Авиловой и о ней.

* Авилова Л. А. Рассказы. Воспоминания. – М.: Сов. Россия, 1984.

*Гофф И. Превращения.- М., 1984.

Share via: