RU
Войти

"Царь-кузнец" - памятник Петру Великому

Памятник императору Петру I, установленный возле административного корпуса Тульского оружейного завода к 200-летнему юбилею предприятия, является шедевром монументального искусства мирового значения. К тому же идея скульптуры «Царь-кузнец» не имеет аналогов в мировой истории. Обычно царей ваяли в торжественных, величественных позах, в военных мундирах или роскошных одеждах, а тут великий государь и воин в простом фартуке кузнеца, с молотом в руке у наковальни. Но не спутаешь с обыкновенным мастеровым даже издали – по осанке, пронзительному взгляду, мощной энергетике – это царь, герой Полтавы, «прорубивший окно в Европу».

Трудно даже представить, какая многолетняя, кропотливая работа стоит за тем, чтобы этот памятник появился в оружейной столице России.

Еще задолго до 200-летнего юбилея завода, в декабре 1909 года была объявлена добровольная подписка среди рабочих и служащих на сбор средств для установки памятника. Подписка дала блестящие результаты – за два месяца было собрано 15 тысяч рублей.

Предполагалось объявить конкурс на лучший эскиз памятника, Императорская академия художеств уведомила оружейников, что у академика скульптора Роберта Робертовича (Романовича) Баха уже имеется эскиз фигуры императора Петра I, изображенного в образе кузнеца. Р.Р. Бах (1859—1933) — потомственный скульптор, действительный член Императорской академии Художеств, академик скульптуры. Всю жизнь прожил в Санкт-Петербурге, его мастерская находилась в здании Императорской Академии художеств. Ректор Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств академик В.А. Беклемишев высказал мнение о том, что если Р.Р. Бах примет предложение завода, то это будет лучшим вариантом.

Р.Р. Бах прислал фотографии уменьшенного проекта памятника, исполненного эскизно, без детальной проработки, члены Комиссии Тульского оружейного завода по проведению юбилея отметили, что фигура царя-кузнеца Петра I отличается благородством, красивой позой, статью, вполне характеризующей царя-работника. Лицо похоже на лучшие портреты Петра и отличается большей выразительностью. Однако были и замечания. Члены комиссии высказали мнение, что царь одет слишком просто, только один галстук и рубашка напоминают, что перед нами не простой кузнец; они рекомендовали скульптору «положить» на пьедестал царские вещи: кафтан, треуголку и шпагу, которые Петр I будто бы снял, приступив к работе. Было также сделано замечание, что царь «держит молоток не по-кузнецки», и поэтому желательно снять с натуры более правильное положение руки.

Среди документов фонда № 187 «Тульский оружейный завод» Тульского областного архива есть проект договора, согласно которому Р.Р. Бах обязался исполнить статую Императора Петра Великого в виде кузнеца по утвержденному эскизу из лучшей бронзы размером не менее 4 аршин на гранитном пьедестале. Отливка статуи должна быть чистой работы (без раковин, пузырей и трещин и т.д.). Вес статуи должен быть не менее 90 пудов и рассчитан таким образом, чтобы стенки её не были тонкие, и вся фигура имела бы надлежащую солидность и прочность.

Пьедестал скульптор должен был изготовить из лучшего красного финляндского гранита с высеченными (углубленными) и позолоченными надписями на четырех сторонах пьедестала. Размер пьедестала не должен быть ниже 3½ аршин. Спереди пьедестала в 4 строки должны быть высечены следующие надписи: «ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ Основателю Завода 1712—1912 15 Февраля». Слева — «Потом трудов Моих создал Я вас». Справа — «А о Петре ведайте, что жизнь Ему не дорога, жила бы только Россия». Сзади — «Сооружен служащими, мастеровыми и рабочими Императорского Тульского Оружейного Завода». Отправка и постановка памятника должна была производиться за счет скульптора, за исключением лесов, которые ТОЗ принимал на свой счет.

Казалось бы все учли, но не подумали о том, что точная дата 200-летия завода 15 февраля. Климатические условия России не позволяют производить постановку памятника, так как из-за мерзлости грунта нельзя точно предвидеть, как поведет себя тяжеловесный памятник после оттаивания почвы. Ведь падение или малейший наклон статуи вызвал бы нежелательные ассоциации о неустойчивости царской власти вообще, а это уже дело политическое, чего допустить было совершенно невозможно. Поэтому торжества пришлось перенести на 28 апреля 1912 года.

В церемонии открытия памятника принимал участие представитель царствующей династии Романовых — великий князь Сергей Михайлович. внук императора Николая I, генерал-инспектор артиллерии.

Памятник Петру I в г. Туле привлек внимание других учреждений своей неповторимостью и выразительностью. Начальник Тульского Императорского оружейного завода получил письмо от руководства Петербургского арсенала с просьбой разрешить воспользоваться той же моделью памятника, поскольку Петербургский арсенал также планировал празднование 200-летнего юбилея в 1914 году. Но туляки отклонили просьбу Арсенала, аргументировав отказ тем, что «при постановке двух одинаковых памятников утрачивается его оригинальность, что идея памятника создалась из исторического факта по истории завода и что сооружением памятника по той же модели, надо полагать, преследуется лишь материальная выгода, чем нарушаются, как выше изложено, более существенные интересы».

Памятник Петру Великому перенес революционные потрясения и грозные годы Гражданской войны. Но в 30-е годы массовых репрессий бдительные чекисты не упустили от своего внимания и «переодетого в рабочую одежду» царя. Было приказано памятник снести и отправить на переплавку. И статуя исчезла. Казалось бы навсегда.

Началась Великая Отечественная война. Враг приближался к Туле. Началась эвакуация людей и оборудования Тульского оружейного завода. Тогда в груде металлолома и обнаружили исчезнувшего Петра.

Далее воспоминания очевидцев разнятся. Одни утверждают, что статую забрали с собой на Урал, а потом привезли назад. Другие говорят, что статую закопали на территории завода, а сверху насыпали груду мусора.

Как было на самом деле – теперь не установить. Вот что говорил директор Тульского оружейного завода Евгений Николаевич Сабинин, благодаря которому удалось «легализовать» памятник Петру Великому в Туле:

«Приближался 1962 год, 250-летие завода. Выстроили новое заводоуправление, хорошие проходные рядом. А меня все беспокоила мысль о памятнике Петру. Ведь в 1912 году его поставили на заводском дворе, в 1941-м увезли на Урал, а потом он долго валялся в здании пожарной команды, пока его снова не установили во дворе. Но почему его должны видеть только работники завода, а не все туляки, не гости города? Ведь это изумительное, единственное в своем роде произведение искусства. Предложил в обкоме партии вынести памятник на площадь перед заводом – никто не захотел взять на себя ответственность. При случае поговорил о том же в ЦК – и там молчок. И злость меня взяла! Да что же это такое? Разве мои дед иотец и для того собирали деньги на памятник, чтобы его потом упрятали? Вон в Бельгии бюст Петра в сквере напротив королевского дворца стоит. Уважают там русского царя! Взял установку памятника на себя. Получилось. И никто не возразил».

С тех пор и стоит Петр Великий на оживленной улице на радость горожанам и туристам. А невдалеке, возле Музея оружия на аллее Славы стоят два бюста - царя Петра и директора оружейного завода, Героя Социалистического Труда Евгения Сабинина. Историей начертано стоять им вместе.


Share via: